«Провожайте» Вятский Иван-чай «по уму»…

«Провожайте» Вятский Иван-чай «по уму»…

Закончился чайный сезон-2013. Начались продажи. И к нам стали поступать вопросы от наших постоянных покупателей, уже знакомых с Вятским чаем. Если свести вопросы воедино, то получится примерно так: В чём отличия Весеннего, Купальского и Летнего чая? Почему в Купальском и Летнем чае больше мелких фракций и чайной пыли? Почему не стало гранулированного чая?

Начнём с Весеннего чая. Более подробно о нём и его отличиях от других видов написано в разделе сайта «Наша продукция». В этом году он каким был, таким и остался. В нём комочки достаточно оформленные, относительно немного мелкой крошки и пыли (при сопоставлении с другими видами нашего чая этого сезона). Хотя в разных производственных партиях есть отличия, связанные как с составом сырья, так и с технологическими операциями. При натуральном производстве не бывает двух одинаковых партий.

Летний и Купальский чай. В этом году основное отличие их — в периоде сбора. Есть отличие и в составе, но пока незначительное. На будущий год мы внесём определённые изменения в состав каждого вида, стандартизируем изменения в каждом производственном цехе по районам области.

В этом сезоне в их составе преобладает лист. В листе меньше тех элементов, которые есть в стебле, в т.ч. масел, сахаров и других веществ, скажем так, склеивающих чайную массу в более оформленные комочки.

Уход от гранулирования чая, в котором преобладает лист, ведёт к его большей раскрашиваемости, определённым сложностям с ферментацией по сравнению с Весенним чаем, увеличение её сроков, более светлым видом конечного продукта, обусловленным либо уменьшением либо отсутствием тех элементов, которые есть в стеблях и в конечном чае весеннего сбора (Весеннем чае) (хотя достаточная выдержка чая не должна сказываться на цвете заварки, на вкусе, аромате и главное — свойствах чая, которые, конечно же, отличаются у каждого вида и будут отличаться).

Мы до сих пор ищем, экспериментируем, пробуем варианты. Но на всё нужно время и терпение, в том числе наших покупателей. Их отзывы, пожелания.

Чай этом году получился хороший по вкусу и свойствам. На будущий год мы хотим сделать ещё лучше, внеся в состав изменения по соотношению сырья в каждом виде, тем самым изменятся и цвет (как чая, так и заварки), его структура и т.д. и т.п. В конце этого сезона мы уже приблизились к такому составу Летнего чая, который будем производить в следующем сезоне (эти объёмы пока не дозрели и в продажу они поступят позже).

Сразу предвидим последующие вопросы: почему первый Летний чай сезона 2013 был один, а потом стал внешне другим? Мы хотим, чтобы все поняли нас правильно: налаживание производства, выпуск новых видов чая — дело не одного сезона. Селекционеры тратят годы на выведение сортов. У нас, конечно, не селекция, но опробование и доведение каждого вида до логического завершения — это время.

Время на поиск оптимального сочетания в каждом виде всех составляющих иван-чайного куста, на определение периода сбора и производства каждого вида, на технологические тонкости при производстве в разрезе опять же каждого вида.

Так же мы экспериментируем уже и с культивированием чая. Сделали в этом году первую опытную просеку для чая, вырубили мелколесье, которым, как сорняком, заросло поле, сожгли, сделав там гарь, так любимую иван-чаем. Осталось посеять там чай и ждать следующего года. Это тоже время. В перспективе — подкормки чайных просек и связанное с этим производство биогумуса на червячных фермах (т.н. калифорнийские черви).

Мы ушли от гранул. Да, гранулы давали более спрессованную массу, хотя и там попадалась пыль (они тоже крошатся, при их пересыпании, фасовке, транспортировке — при каждом движении). Но мы ушли и от значительных затрат времени на гранулирование. Тем самым смогли позволить себе не поднимать цены на чай, хотя затраты на его производство растут с каждым годом (одни только просеки чего стоят).

Пожалуй, гранулирование имело всего один большой плюс — меньшее количество мелкой фракции в чае. Но вкус, аромат и свойства чая от ухода от дополнительной механической операции никак не изменились. Стало ни лучше, ни хуже. Просто более натурально, естественно…

Изменился внешний вид нашего чая. И он будет менятся до тех пор, пока мы не получим то, что должно быть в итоге наших поисков. К слову сказать, изменился внешний вид не только самого чая, но и упаковки. Мы понимаем, что «встречают по одёжке». Наша «одёжка» просто изменилась. Но мы обращаемся ко всем покупателям — «провожать» Вятский чай всё же «по уму»…

М.А.Метелёв,

29.08.2013 г.